Сегодня, 5 августа, отмечается Международный день светофора. Прошло ровно 107 лет с тех пор, как в 1914 году в американском городе Кливленде появился первый прародитель современного устройства. Он имел красный и зеленый фонари, при переключении света издавал звуковой сигнал, а руководил прибором полицейский в стеклянной будке.
В России светофор появился в январе 1930 года — на углу Невского и Литейного проспектов в Ленинграде. В декабре этого же года автоматического регулировщика установили в Москве.
В нашем городе главный дорожный помощник был установлен ориентировочно в 1960 году на перекрестке улиц Первомайской и Ленина.
Прошло более 60 лет, и сегодня сложно представить тюменские улицы без красно-желто-зеленых регулировщиков. В Тюмени дорожную безопасность обеспечивают 350 светофорных объектов.
Но помимо регулирования очередности проезда и переходов светофоры могут влиять на транспортную обстановку.
Вот уже несколько лет в Тюмени применяется система «Умный светофор». Она состоит из контроллеров, камер и удаленных датчиков движения, которые в режиме реального времени оценивают загруженность перекрестков и передают эту информацию на центральный сервер управления, который находится в МКУ «Тюменьгортранс».
На основе полученных данных автоматический дорожный контроллер принимает решение об увеличении либо сокращении разрешающего сигнала для транспортных направлений. Оптимизируя распределение времени в зависимости от транспортной нагрузки, происходит сокращение задержек (в том случае если пропускная способность перекрестка не исчерпана).
Для обеспечения работоспособности системы на светофорных объектах установлено 162 видеодетектора. Они мониторят главные параметры – интенсивность, скорость и плотность потока. 58 купольных видеокамер осуществляют круглосуточный мониторинг транспортной ситуации.
Таким образом, «умные светофоры» позволяют сократить водителям время на дорогу и бороться с пробками.
Интересные факты о дорожных регулировщиках:
- На самом деле корни этого необычного устройства уходят в 19 век. Тогда англичанин Джей Найт изобрел аппарат, который установили в 1868 году в Лондоне. Спустя некоторое время один фонарь взорвался и поранил полицейского, который управлял устройством. После этого о светофоре забыли почти на 50 лет.
- Красный сверху, желтый посередине, зеленый внизу – это мировой стандарт. Приняли его для того, чтобы люди, способные различить только яркие цвета и некоторые оттенки, могли спокойно перейти улицу без риска для жизни, зная, где находится какой сигнал.
- Цветовая гамма светофоров не всегда была одинаковой. Так, в Японии долгое время вместо зеленого фонаря светил синий. Но учёные доказали, что зеленый свет воспринимается людьми лучше, и синий «глаз» был заменен.
- В Праге есть проход между домами шириной 70 сантиметров, в котором висит настоящий светофор. Но работает он не для машин, а для того, чтобы идущие с разных концов улицы прохожие не натолкнулись друг на друга.
- В Лондоне можно увидеть уникальный памятник светофору, который выглядит как целое светофорное дерево.
- Первый памятник светофору в России появился в Новосибирске. Он представляет собой скульптурную композицию в виде постового, который приветствует светофор.